Гибкий камень технология производства своими руками, недостатки гибкого камня

Гибкий камень технология производства своими руками, недостатки гибкого камня

Этот продукт не так давно появился на нашем рынке, хотя в Европе известен уже добрый десяток лет. Оригинальный способ получения того, что мы называем «гибким камнем» запатентовали немцы и состоит он в том, что к тщательно выровненному срезу песчаника пришпиливается марлевое полотно и пропитывается дисперсным акриловым составом. Через время, за которое акриловый состав полимеризуется, полотно отрывается от песчаника, тонкий слой которого приклеивается к основе. Процедура повторяется.

гибкий камень

Конечно, при таком способе изготовления передается природная фактура песчаника, но и только. Чтобы изменить рисунок, нужно искать в горах новый живописный срез т.д. Ну, и само производство жестко привязано к этим самым горам, а также обязано учитывать сезонные, погодные и природные факторы. Отсюда и цена – до 7000 р.

гибкий камень

Но обязательно ли забираться далеко в горы, терпеть тяготы и лишения практически походной жизни, чтобы получить столь дорогой материал. Судя по тому, что на российском рынке предлагают некоторые разновидности гибкого камня от 500 рублей за метр квадратный – вовсе нет. Значит, существуют способы получения схожего продукта, требующие значительно меньших затрат. Вот с ними мы и попробуем разобраться прямо в процессе написания этой статьи.

Самые простые варианты производства гибкого камня

Все вы, безусловно, видели камешковые акриловые фасадные штукатурки. Это самая простая основа для создания гибкого камня своими руками. Подбираете нужный вам цвет, размер, угловатость или округлость камешков, их материал и, расстелив на ровной горизонтальной поверхности подложку, в роли которой может выступать любой не сильно тянущийся материал, наносите по инструкции штукатурку. А если у вас присутствует художественный вкус, то, создав реалистичные миксы из присыпок, вы сможете добиться очень неплохой имитации природных или натуральных материалов. После высыхания нарезаете свой гибкий камень в нужный размер и придайте ему необходимую конфигурацию. Самый простой гибкий камень вы уже изготовили.

К этому остается добавить, что в качестве подложки лучше всего подойдет т.н. стекломат – хаотично переплетенное между собой стекловолокно или стеклоткань, а гнуть под углом такой гибкий камень лучше, предварительно прогревая место изгиба техническим феном.

Немногим более сложный способ изготовления гибкого камня, позволяет получить более толстые изделия. Особенно реалистично смотрятся они в форме кирпичиков или плитки небольших размеров.

Возьмите кусок стекла нужных размеров (лучше полированного), натрите его тонким слоем воска, замешайте любой наполнитель (кварцевый песок, мраморную крошку, гранитную крошку мелких фракций) со связующим, в роли которого может выступать любая акриловая, стирол-акриловая, силикон-акриловая дисперсия или полиэфирная смола, и нанесите ровным слоем эту смесь на стекло. Через полиэтиленовую пленку прокатайте этот слой валиком, выровняв его по толщине и уплотнив. Через сутки можно все снимать, нарезать в нужный размер и помнить, что это изделие лучше изгибать плавно и аккуратно. Если же вам нужен более крепкий вариант, заложите с оборотной стороны на том же связующем несколько слоев стеклоткани или на худой конец марли или штукатурной сетки.

Если вам не нужна очень ровная наружная поверхность, то не берите стекло, наоборот – возьмите любую рельефную поверхность (или используйте), оберните ее полиэтиленовой пленкой (либо постелите) и дальше действуйте так же, как и в случае со стеклом. Через сутки пленка с небольшим усилием снимется с вашего гибкого камня, не повредив его. Как видите, технология производства гибкого камня не так уж сложна.

Важно: в случае использования стеклоткани, рекомендуем ее слегка отжечь, удалив парафиновый налет – последствие технологического процесса изготовления изделия. Для этого слегка обдайте ее поверхность пламенем газовой горелки.

Недостатки гибкого камня

Идеальных отделочных материалов не существует. Не исключение и гибкий камень. Поэтому, прежде чем приступить к его изготовлению своими руками или приобретению такого готового отделочного материала, вы должны знать о его недостатках, вернее – некоторых особенностях.

Самым главным недостатком гибкого камня, по мнению большинства пользователей, является вполне объяснимая дороговизна гибкого камня, полученного на естественных срезах горных пород. Их же имитация, созданная в условиях заводского цеха, часто не имеет такой фактурности, разнообразия рисунков и цветов.

Немаловажным фактором, влияющим на принятие решения о применении этого материала, как раз и есть его рельефность, затрудняющая уборку, что для внутренних помещений немаловажный фактор. Естественно, пыль, а с нею и большое количество того, чем дышать не хочется и небезопасно, найдет себе надежное пристанище в многочисленных красотах фактуры материала. А влажная уборка, хоть и не противопоказана для данного вида отделки, но предусматривает отсутствие щелочесодержащих препаратов в моющем средстве (а таких большинство), если связующим выступали акриловые дисперсии.

Также на полимерный материал, использованный при изготовлении гибкого камня, необходимо обращать внимание при выборе клея, применяемого при монтаже. Если гибкий камень изготовлен на основе акрилатов, то и клей желательно подбирать на этой же основе, а если при его изготовлении были использованы полиуретановые композиции, то мы рекомендуем применять полиуретановые клеи.

tekhnologiya-gibkii-kamen-10

Важно также помнить о том, что практически любой гибкий камень, изготовленный на основе натурального кварца, гранита или мрамора в качестве наполнителя, представляет собой некое подобие наждачной бумаги, пусть и с не так ярко выраженными абразивными свойствами, но вполне достаточными для того, чтобы нанести травму при неосторожных телодвижениях. Поэтому, хорошо подумайте, прежде чем отделывать детскую комнату гибким камнем, или монтировать его в узких коридорах и колодцах лестниц.

Технология производства гибкого камня своими руками

Из-за желания провести эксперименты по созданию гибкого камня своими руками с использованием новых материалов, имеющих в основе не акрилаты или полиэфиры, в отличие от описанных выше способов, а полиуретан – по праву называемый королем пластиков, пришлось растянуть написание статьи на 2 с половиной дня.

Мы изготовили несколько видов гибкого камня, используя полиуретановый компаунд ГПМ-5 шосткинского завода «Пенталак» и его же нового лака АФА. Цена первого составляет около 4 евро, а второго – в районе 6-ти. К слову сказать, за океаном аналог последнего стоит до 20 долларов.

Здесь нужно сказать, что в первом эксперименте принимал участие еще один компаунд того же производителя, но он, честно говоря, не оправдал наших ожиданий в качестве связующего для гибкого камня. Поэтому мы о нем упоминать не будем.

Итак, первый эксперимент, готовим несколько небольших кусков льняной ткани. За неимением под рукой стекломата, экспериментируем с обычной щелочестойкой сеткой.

самодельный искусственный камень

Приготовив компаунды (нужно тщательно смешать 2 компонента каждого), кисточками (естественно разными) промазываем три лоскута ткани (тремя разными компаундами). Делаем это на поверхности, покрытой полиэтиленовой пленкой.

Аккуратно присыпаем поверхность смесью крашенного кварцевого песка, который был под рукой, а вернее остался от предыдущих фасадных работ. Пленка использовалась старая, отслужившая свой срок, поэтому она безжалостно вырезалась строительным ножом по периметру ткани и вместе со всем, что на ней расположилось, отправилась на сушку.

Второй эксперимент

За неимением под рукой стекломата, экспериментируем с обычной щелочестойкой сеткой. Обновив пленочное покрытие нашей столешницы, располагаем на ней штукатурную сетку и повторяем процедуру с той лишь разницей, что используем только компаунд ГПМ-5. В первом случае наносим его густо (а он гуще лака АФА, поэтому его и выбрали) прямо через сетку на полиэтиленовую подложку, а во втором – перемешиваем с окрашенным песком и только потом наносим.

 Накрыв пленкой наш песчаный коржик, прокатываем изделия валиком и отправляем на полимеризацию. В обоих экспериментах «сушили» эти изделия под небольшим гнетом. Полимеризация происходила на улице в естественных условиях. В эти сутки температура ночью опускалась до 2 -3°С, а днем не превышала 6°С. Гнетом служил кирпич, положенный на соответствующего размера прямоугольник ДВП.

Третий эксперимент

Следующим этапом наших экспериментов стало изменение способа нанесения наполнителя на пропитанную компаундом ткань. Здесь мы использовали только лак АФА. Для этого мы взяли стекло подходящих размеров и просто слегка обеспылили его – прошлись тряпочкой. Больше никаких подготовительных процедур над стеклом не проводили. Кварцевый песок и мраморную крошку наложили на него, как захотелось, и насыпом, и с использованием сухой кисти для имитации послойности камня. В трех вариантах – по-разному (см. фото ниже), но поскольку процесс получения оттиска при этом одинаков, сгруппируем их. Единственное, что надо уточнить, это то, что в угоду красочности фотографий, мы соединили не встречающиеся в природе в одном камне материалы, но ведь нам сейчас было важнее испытать технологию производства и материал. Особенно красиво смотрелся итальянский голубой мрамор в сочетании с речным песком.

 

Для этих трех заготовок были пропитаны 3 куска хлопчатобумажной материи, вырезаны, как и ранее, вместе с пленкой, и просто методом наложения, через ту же полиэтиленовую пленку энергично прокатаны, каждый в свою очередь. Последний образец после прокатки был слегка притрушен мелким сухим речным песком, который заполнил видимые пробелы. На ткань перепечатывался не весь песок и камушки, значительная часть наполнителя оставалась на стекле, так что все ее компоненты можно добавлять в процессе изготовления, меняя рисунок, его интенсивность, характер и насыщенность. Все очень быстро и просто. Да и расход лака АФА по подсчетам составит грамм 250 – 300 готового компаунда на 1 кв.м. На следующий день снялась пленка, груз, и мы смогли оценить результат работы.

Итоги экспериментов – производство гибкого камня в домашних условиях

Как мы уже говорили, образец с одним из компаундов не имел права на жизнь и был тут же отправлен в мусорное ведро.

Почти та же участь постигла образцы второго эксперимента (см. фото ниже). Это была смесь кварца и ГПМ-5, нанесенная на штукатурную сетку. Его можно использовать в отделке изогнутых поверхностей без резких углов, но это в случае нанесения дополнительного слоя компаунда с обратной стороны или проклеивания ее тканью (или стеклотканью) с ним же.

Образцы из первого же эксперимента дали первые положительные результаты:

Особый восторг вызвали образцы, полученные методом снятия оттиска со стекла (третий эксперимент). Они были чрезвычайно прочны, гибки и эластичны. Такой гибкости гибкого камня (извините за тавтологию) нам до этого видеть не доводилось. При этом, если бы не тканевое обрамление, то вряд ли нашелся бы человек, усомнившийся в «каменистости» покрытия.

Причем со снятием пленки мы не церемонились. Единственное, что выдавало некоторую «матерчатость» камня – это небольшие складки, которые, как вы понимаете, исчезнут после наклейки изделия на основу. А подойдет для этого любой полиуретановый клей. После обрезки даже это не бросалось в глаза.

Так вот, себестоимость такого гибкого камня даже в самом дорогом варианте исполнения не превышает 300 рублей по сегодняшнему курсу, а поэтому можете прикинуть, сколько вам удастся сэкономить, возьмись вы за изготовление его для себя.

Гибкий камень на основе пластизоли

У любой технологии изготовления гибкого камня есть свои недостатки, но они с лихвой компенсируются красотой и простотой использования данного вида отделки.

Лет 5 назад мы для собственных нужд изготовили небольшую партию гибкого камня на основе пластизоли. Это такой пластик, который наносится на рабочие перчатки, одежду для препятствия скольжению, также из него делают игрушки, брелки прочее. Его полимеризация происходит под воздействием умеренной температуры (от 105°С до 150°С) в зависимости от марки.

Порядок был таким:

  • на стекло нанесли густой пластизоль слоем приблизительно 3 мм;
  • положили на него мелкоячеистую пластиковую штукатурную сетку;
  • покрыли все равномерным не толстым слоем мраморной крошки с избытком и слегка прикатали валиком;
  • поместили в электрический духовой шкаф минут на 15;
  • вынули, дали остыть, стряхнули излишек крошки, аккуратно сняли со стекла, многократно повторили процедуру.

Результат был великолепен, но достаточно трудоемок. Хотя для себя можно и постараться.

К вышесказанному не можем не добавить пару интересных вещей, связанных с гибким камнем. Если вместо песка или крошки использовать мелко толченый кирпич, да на завершающем этапе добавить пару включений другого материала для достоверности, вы можете получить еще один интересный продукт.

гибкий камень

А если использовать гибкий камень в светопрозрачных конструкциях с внутренней подсветкой, то можно получить ни с чем не сравнимый эффект.

гибкий камень на просвет

А вообще, должны вам сказать, что гибкий камень при нынешнем изобилии доступных полимерных материалов стал видом отделки, который достаточно легко изготовить своими руками и над вариантами исполнения которого просто и не дорого экспериментировать, чему свидетельством эта статья и проведенные в ходе ее написания работы.

А пока она оформлялась, на эту тему возникла еще одна интереснейшая идея, но она требует проверки. А может у вас тоже возникла? Не поделитесь с нами?

Уважаемые читатели, если у вас остались вопросы, задавайте их, используя форму ниже. Мы будем рады общению с вами ;)

Комментарии23 комментария

 

  1. Рена:

    Здравствуйте! Расскажите пожалуйста, что это за дисперсии и главное где их можно приобрести. Я в строймагазине спросила…….продавцы не знают, что это.

  2. Петр:

    Как можно получить дополнительную консультацию по гибкому камню?

  3. admin:

    Пишите вопросы сюда, постараемся ответить

  4. Денис:

    Добрый день. А как у вас получился кирпич на сетке (последнее фото)? Вы клей наносили не везде или как?

  5. admin:

    Эта фотография в качестве примера, такого опыта мы не проводили, но если бы делали то наносили бы клей через трафарет.

  6. Денис:

    А что вы делали, чтоб дисперсия не приклеивалась к основанию на котором лежит тряпичная основа?

  7. Николаевич:

    Брали соответствующее основание — это раз (стекло или полиэтилен), а два — сами камушки дистанциируют клей от основания.

  8. Денис:

    Я пробовал на листе ОСБ. Натирал парафином, потом положил стекломат, на стекломат наносил дисперсию. И уже потом песок насыпал узором и прокатывал через полеэтилен. Через сутки, все было не оторовать от ОСБ. Попробую теперь на стекле, сначала песок, затем стекломат. Только не понимаю, как мне не испортить рисунок из разноцветного песка, не замешивая его с дисперсией. И нанести на тканевую основу. Если понятно написал, может подскажите?

  9. Николаевич:

    Возьмите стекло нужных размеров и нанесите на него кварц, крошку т.п. так, как вам хочется. Затем положите стекломат на полиэтиленовую пленку и нанесите на него дисперсию. Понятно, что это 2 отдельных места, на которых вы выполняете эти подготовительные работы. Далее стекломат вместе с полиэтиленовой подложкой, надеюсь понятно какой стороной, накладывате на ваш рисунок, созданный на стекле. Вдавите (руками, валиком) одно в другое и аккуратно снимите стекломат с перенесенным на него рисунком вместе с пленкой. Так пусть и сохнет. После высыхания пленка снимается с готового гибкого камня. На стекле у вас останется часть материала, который вам достаточно будет слегка подновить. Процедура повторяется многократно. После высыхания с готового изделия струшиваются и выметаются жесткой кистью не приклеившиеся камушки. Этот микс тоже можно использовать. Ведь абсолютное повторение рисунка при этом способе изготовления гибкого камня невозможно, поэтому все в дело!

  10. Денис:

    Спасибо. Только пока не пойму, почему пленка не будет приклеивается к стеркломату через просочившуюся сквозь него (стекломат) дисперсию. Буду пробовать.

  11. Николаевич:

    Пленка не приклеивается, потому что полиэтиленовая. Она слегка прилипает, а от готового изделия отклеивается легко. Именно это ее свойство я и использую.

  12. Денис:

    А полиэтилен используете плотный или можно просто стрейч пленку?
    Спасибо.

  13. Николаевич:

    Обычную пленку использую

  14. Денис:

    Николаевич, спасибо вам. Да действительно, к полиэтилену дисперсия не пристает. Теперь эспериментирую с дисперсиями. Раньше брал с постоянной липкостью, она более гибкая при высыхании. Но не очень понравилась, сейчас немного добавил дисперсии для штукатурок и разбавил водой. Посмотрю результат.

  15. Николаевич:

    я использовал практически аналог лака АФА-11,но можно использовать водные дисперсии акрилатов (думаю: любые). ..
    aquaprint.club/viewtopic.php?f=91&t=1532

  16. Денис:

    АФА-11 это очень дорого, как и аналоги)) Буду экспериментировать с дисперсиями. Спасибо.

  17. Томас:

    как то лет пять назад меня попросили изготовить срез камня ракушечника со всеми его слоями и прослойками , я придумал как это сделать , но необходимого результата не получил .
    я смешал сухой краситель ,белый цемент и опилку от ракушечника . Сделал пять или шесть разного цвета смесей и начал заполнять аквариум — так я его назвал ( два стекла шириной примерно 50 см. длиной около метра , поставил между стёклами доску примерно 15 см.)сделал сито из сетки с ячейкой (отверстием)3мм. и насыпая в сито смесь я регулировал толщину и длину слоя каждого цвета .
    проливая каждый слой одного цвета водой при помощи садового опрыскивателя.камешек получился очень реальным , от настоящего отличить было трудно , но хрупким
    вопрос вот в чём можно ли использовать эту смесь для производства гибкого камня или только технологию создания рисунка,

  18. Разиф:

    скиньте пожалуста инфу по гибкому камню на что клейть состав смеси, чем обработать да и вообще кто чем может поделится
    спасибо

  19. Александр:

    Большое спасибо! Очень интересная тема!

  20. Митяй:

    Блин что можно использовать вместо АФА 11 реально дорого! Подскажите плиз!!!

  21. Николаевич:

    Да, Вы правильно заметили, что эксперименты с клеями стоят дорого, поэтому и я, подобрав приемлемый для меня вариант, остановил их. Вернее: почти. Кроме упомянутого, я попробовал клей Супер ПВА и однокомпонентный полиуретановый — из продаваемых в наших магазинах. Результат — выше среднего. Из того, что очень хотелось бы попробовать, но в наших краях недоступно: однокомпонентный «Каменьсхват ПК-11»: kamenshvat.ru/kley.html и водно-дисперсионный клей (цена 500 рублей за 1 кг) отсюда: flockman.ru/glue. Если решите поэкспериментировать с этими материалами — думаю, результаты будут интересны не только мне.

  22. артем:

    Скиньте пожалуйста технологию по производству гибкого камня если она есть у кого-нибуть.

  23. Сергей:

    Я произвожу гибкий камень почти три года, составы и технологии которые здесь описаны, мягко говоря, не являются надежными и качественными с сомнительным видом. Еще важная вещь для производства гибкого камня, это качественная покраска песка и засыпка песка в матрицу для составления узора и просушки. Я использую несколько технологий создания узора от гладкой поверхности, фактурной и до элит класса.

Комментарии и вопросы читателей